12 сентября 2018

100 лет системе дополнительного образования в России

В 2018 году российская педагогика отмечает знаменательную дату, которую принято считать днём рождения как дополнительного образования, так и юннатского движения в России. Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Оно возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент», основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в Калужской губернии - одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

В июне 1918 года молодой биолог Борис Васильевич Всесвятский организовал и до 1932 возглавлял районную (в г. Москва) биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы (БЮН, позднее преобразованную в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), заложив начало юннатского движения в Москве и в России. БЮН явилась первым государственным учреждением внешкольной работы молодого советского государства. К 1919–20 гг. было сформировано четыре кружка: «Огородники» (ботаники); «Птичники», (орнитологи); «Насекомники» (энтомологи»); «Водолюбы» (гидробиологи).

Кружок юных натуралистов имел достаточно сложную структуру: он состоял из двух секций — младшей натуралистической и старшей — исследовательской. Исследовательская секция кружка имела в своем составе ряд рабочих групп: опытники занимались испытанием сортов культурных растений и агротехникой, активно работала группа юннатов по изучению малярийного комара, было создано бюро защиты растений — «Бюрозра», работали группы куроводов, пчеловодов, рыбоводов, звероводов и метеофенологов. Регулярно кружок юных натуралистов выделял из рядов своих членов так называемые «летучие отряды». В их задачи входила пропаганда натуралистических знаний и практическая помощь в организации занятий кружков в школах Москвы и Московской губернии. Там, где кружков не было, «летучие отряды» помогали их создавать. По сути дела, это была серьезная работа в помощь развитию юннатского движения. Юннатская работа велась широко и заинтересованно.

В 1919–24 годах для подготовки юннатов к самостоятельным наблюдениям педагоги проводили много экскурсий по окрестностям. Юннатские кружки создаются при Московском обществе испытателей природы (знаменитое в России МОИП), при биофаке и зоомузее МГУ, на базе Московского зоопарка (КЮБЗ), при Всероссийском обществе охраны природы (ВООП) под руководством Смолина П.П., участниками которого в свое время были И.И. Акимушкин, А.М. Гилязов, Н.Н. Дроздов, А.С. Северцов.

В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы происходило увеличение числа учреждений «внешкольного воспитания», они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ, других организаций и ведомств. С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий - к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе, первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и его сподвижника, руководителя всей клубной работы в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженного учителя РСФСР В.Н. Терского. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.

После Великой Отечественной войны наблюдался второй пик роста учреждений внешкольного образования и воспитания: дома и дворцы пионеров, станции юных техников, станции юных натуралистов, пионерские и спортивные лагеря. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. А с момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании», который повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость дополнительного образования детей, являющегося весомой составляющей в формировании образовательной структуры современного общества в Российской Федерации, связанного с освоением новых образовательных пространств.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Новости
01 сентября 2018
Подробная инструкция
10 сентября 2018
«ПОЧЕМУЧКИ»(5-10лет) и «Экологии растений и фитодизайн» (Естествознание)
30 мая 2018
Расписание лагеря "на завтра".
29 июня 2018
29 июня 2018
30 июня 2018
28 июня 2018