12 сентября 2018

100 лет системе дополнительного образования в России

В 2018 году российская педагогика отмечает знаменательную дату, которую принято считать днём рождения как дополнительного образования, так и юннатского движения в России. Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Оно возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент», основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодежи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в Калужской губернии - одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

В июне 1918 года молодой биолог Борис Васильевич Всесвятский организовал и до 1932 возглавлял районную (в г. Москва) биологическую станцию юных натуралистов и любителей природы (БЮН, позднее преобразованную в Центральную биологическую станцию юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), заложив начало юннатского движения в Москве и в России. БЮН явилась первым государственным учреждением внешкольной работы молодого советского государства. К 1919–20 гг. было сформировано четыре кружка: «Огородники» (ботаники); «Птичники», (орнитологи); «Насекомники» (энтомологи»); «Водолюбы» (гидробиологи).

Кружок юных натуралистов имел достаточно сложную структуру: он состоял из двух секций — младшей натуралистической и старшей — исследовательской. Исследовательская секция кружка имела в своем составе ряд рабочих групп: опытники занимались испытанием сортов культурных растений и агротехникой, активно работала группа юннатов по изучению малярийного комара, было создано бюро защиты растений — «Бюрозра», работали группы куроводов, пчеловодов, рыбоводов, звероводов и метеофенологов. Регулярно кружок юных натуралистов выделял из рядов своих членов так называемые «летучие отряды». В их задачи входила пропаганда натуралистических знаний и практическая помощь в организации занятий кружков в школах Москвы и Московской губернии. Там, где кружков не было, «летучие отряды» помогали их создавать. По сути дела, это была серьезная работа в помощь развитию юннатского движения. Юннатская работа велась широко и заинтересованно.

В 1919–24 годах для подготовки юннатов к самостоятельным наблюдениям педагоги проводили много экскурсий по окрестностям. Юннатские кружки создаются при Московском обществе испытателей природы (знаменитое в России МОИП), при биофаке и зоомузее МГУ, на базе Московского зоопарка (КЮБЗ), при Всероссийском обществе охраны природы (ВООП) под руководством Смолина П.П., участниками которого в свое время были И.И. Акимушкин, А.М. Гилязов, Н.Н. Дроздов, А.С. Северцов.

В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы происходило увеличение числа учреждений «внешкольного воспитания», они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ, других организаций и ведомств. С историей российского дополнительного образования связано немало известных всему миру событий - к примеру, открытие в 1925 году Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», или проведение в 1967 году в Севастополе, на знаменитой Сапун-горе, первого финала Всесоюзной игры «Зарница».

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и его сподвижника, руководителя всей клубной работы в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженного учителя РСФСР В.Н. Терского. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.

После Великой Отечественной войны наблюдался второй пик роста учреждений внешкольного образования и воспитания: дома и дворцы пионеров, станции юных техников, станции юных натуралистов, пионерские и спортивные лагеря. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. А с момента принятия Закона Российской Федерации «Об образовании», который повысил социально-педагогическую и социокультурную значимость дополнительного образования детей, являющегося весомой составляющей в формировании образовательной структуры современного общества в Российской Федерации, связанного с освоением новых образовательных пространств.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Новости
13 июня 2019
13 июня
01 сентября 2018
Подробная инструкция
28 мая 2019
Расписание
11 июня 2019
11 июня
10 июня 2019
10 июня
07 июня 2019
7 июня